Re: история (всякая всячина по истории от Ромула до наших дней)
черт с ней, с актуальной политикой.
про Китай.
К моменту начала опиумных войн (1839 год) китайские войска включали в себя следующие компоненты:
1) корпуса "восьмизнаменных войск" - порядка 210-220 тыс. человек
2) провинциальные "зеленознаменные войска" - порядка 660 тыс. человек (в реальности было около половины этого числа, так как деньги, выделяемых на остальных, разворовывались на местах)
3) монгольская конница - 50-70 тыс. человек
4) местные отряды самообороны и отряды наемников - неопределенной численности
И вот из всех этих военных сил, дорого стоивших Китаю, в реальности китайцы никогда не могли собрать армию, которая хотя бы остановила наступление 10-20 тыс. английских и французских солдат, собранных в одну группировку на главном направлении.
То есть громадная китайская армия была систематически организованным, архаически вооруженным, недисциплинированным и небоеспособным скопищем мелких отрядов. Империя Цин вместо армии имела дорогостоящее бессилие.
На этом фоне существовавшие во второй половине 18 века европеизированные армии маратхов и Майсура в Индии смотрятся как почти современные войска западного образца.
Во время Тайпинской войны старая китайская военная система почти полностью развалилась.
И войска "восьми знамен", и местные войска "зеленого знамени" показали полную небоеспособность в столкновениях с повстанцами и уж тем более с европейцами.
Империю Цин спасли частные армии, созданные в порядке инициативы из провинций отдельными чиновниками путем объединения отрядов самоообороны помещиков и разных наемных банд.
Эти частные провинциальные армии, получив поддержку европейским вооружением, и подавили в итоге бунтующих крестьян и инородцев.
В результате после 1860 года в Китае сложилась следующая ситуация. Безусловно подчинялась императорскому двору только малобоеспособная гвардия.
А вот на местах сидели полуавтономные наместники, опиравшиеся на собственные вооруженные группировки, изымавшие большую часть провинциальных доходов и ожесточенно конкурировавшие друг с другом.
Фактически вооруженные силы, новые промышленные и транспортные предприятия и значительная часть налогов оказались раздроблены между рядом автономных элитных группировок.
Много лет вместо единых вооруженных сил существовали полунезависимые провинциальные армии и эскадры. Естественно, эти войска и флоты снабжались и закупали оружие самостоятельно, имели собственное почти несменяемое командование и независимые источники доходов.
Дело доходило до смешного. В 1894 году во время войны с Японией южные провинциальные армии несколько месяцев уклонялись от переброски на фронт в Маньчжурию. Южные лидеры рассматривали войну Китая с Японией как частное дело командиров северных армий и надеялись, что поражение ослабит их конкурентов.
Одновременно Ли Хунчжан - наместник столичной провинции и руководитель Северной армии - не рискнул присоединить к своему Северному флоту боевые корабли из состава Южного флота, опасаясь за их поведение в условиях реальных боевых действий.
В итоге в решающем морском бою у реки Ялу в сентябре 1894 года китайский флот, состоявший только из кораблей так называемого Северного флота, оказался слабее японской эскадры и потерпел поражение.
До этого, в 1884-1885 годах лидеры ведущих провинциальных армий саботировали переброску своих войск во Вьетнам для борьбы с Францией, не видя в том своих собственных интересов.
В конце концов, недовольство войск южных провинциальных армий династией Цин стало катализатором революции 1911 года, которая удалась, в первую очередь, по причине слабости контроля центра над войсками Юга.
Для старого Китая модернизация вооруженных сил и их развитие были задачами почти нерешаемыми. Китайцы никак не могли создать хотя бы реально единую армию и флот, а не то, чтобы довести их до уровня развитых стран.
С политической же точки зрения деятельность автономных провинциальных армий, подрывавших экономическую базу и монополию на насилие центральной власти, стала одной из важнейших причин слабости монархии и ее неспособности проводить модернизацию всей жизни страны.
В конце концов, провинциальные армии, появившиеся для борьбы с тайпинами при крахе прежней военной системы , в 1910-1920-х годах де-факто растащили Китай на ряд почти независимых провинций, между которыми постоянно шли ожесточенные гражданские войны.
|